Стратегический проект
«Горная академия»

Описание стратегического проекта

Дальневосточный округ занимает лидирующее место в минерально-сырьевом балансе страны, в том числе поэтому находится
в фокусе развития всей горной отрасли. Дальний Восток и Арктика становятся значительной точкой притяжения инвестиций промышленность в целом. Горнорудные проекты региона уже получили более 2 трлн руб. инвестиций. В настоящий момент реализуется более 140 проектов в сфере горнодобывающей промышленности и металлургии. Цифровизация и автоматизация – путь, по которому идут ведущие предприятия горнодобывающей промышленности.
По итогам 2021 года затраты на внедрение и использование цифровых технологий в сфере горной добычи составили 80,1 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2019 году (48,1 млрд руб.). Согласно данным Global Data стоимость индустрии робототехники в горно-металлургической отрасли достигнет 568 миллиардов долларов к 2030 году, а среднегодовой рост составит 29%. В условиях четвертого энергоперехода ведущие металлургические и горнодобывающие предприятия России продолжают работать
в соответствии со стратегией ESG. Компании стремятся к снижению нагрузки на окружающую среду и достижению углеродной нейтральности.

Задачи инфраструктурного развития минерально-сырьевого комплекса, включая энергообеспечение действующих и планируемых новых добычных районов – сопряженные задачи Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Объем финансирования инвестиционных программ объектов электроэнергетики ДФО составит 40958,3 млн руб. Особая роль в пространственной организации энергетической инфраструктуры Дальнего Востока отводится Забайкальскому краю как связующему звену энергетических систем Дальнего Востока и Восточной Сибири. В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (энергорайонах) Дальнего Востока перспективным становится развитие возобновляемых источников энергии.

Инвестиционные и проекты развития Забайкальского региона, учитывая его главным вектором экономического развития
и специализацией забайкальской индустриальной зоны является добыча и комплексная переработка минерально-сырьевых ресурсов, транспортная логистика, трансграничная торговля с Китаем и Монголией.
В настоящий момент Забайкальский край находится в рамках следующих ограничений и вызовов:
  • глобальная повестка: санкционные ограничения в поставке технологий, оборудования и материалов;
  • национальная повестка: «разворот» на Восток;
  • региональная повестка: крупная минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых и низкий уровень ее воспроизводства, перспективный транспортно-логистический хаб страны, интенсивное развитие международных торгово-экономических отношений с сопредельными странами (Китай, Монголия), нарастающий отток населения из региона, дефицит квалифицированных кадров, имидж депрессивного региона;
  • индустриальная повестка: доминирование горнодобывающей промышленности и ее интенсивное развитие, низкая доля обрабатывающих производств в структуре экономики, сложная экологическая обстановка в локациях горных разработок, запрос
  • на развитие системы бережливого управления горнотранспортными комплексами, безлюдных и энергоэффективных технологии на основе Искусственного интеллекта.
Ключевые проблемы освоения новых месторождений: территориальная
и инфраструктурная труднодоступность, дефицит квалифицированных инженерных
и рабочих кадров, отечественных технологий и объективно усложняющийся состав руд.
На 01.01.2023 на рынке труда Забайкальского края было 2944 вакансии, связанных с разработкой месторождений ПИ, а в прогнозе
до 2029 года, уже 22686 вакансий.
В прогнозе нарастание дефицита горных инженеров, инженеров-геологов, инженеров-геофизиков, инженеров-механиков, инженеров по автоматизации производства, инженеров-химиков, инженеров-строителей, инженеровэкологов, а также экономистов, специалистов по цифровой трансформации, автоматизации и робототехнике горнодобывающих предприятий, управлению инновациями, управлению персоналом, комплексной безопасности.

Реализация комплекса мероприятий в научной и образовательной сфере, в области инфраструктуры и наращивания человеческого капитала, направленных на поэтапную трансформацию университета в открытую международно-значимую экосистему исследований и разработок для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, интегрированных
с многопрофильным практико-ориентированным образованием. Принципиальное изменение подхода к управлению созданием
и жизненным циклом научных и образовательных продуктов будет состоять в смещении фокуса с внутренних ресурсов, потребностей и ограничений на цели развития региона и ключевых отраслей, потребности внешней среды, открытость
и кооперацию.

Стратегический проект «Горная академия» направлен на создание центра новых компетенций и экспертизы в сфере недропользования в контексте перевода экономики Дальнего Востока к инновационному сценарию развития, перехода от добычи
к глубокой переработке минерального сырья, глобального тренда на цифровизацию горнодобывающей промышленности; создание, адаптацию и интеграцию передовых и экспериментальных образовательных практик в действующую систему подготовки инженерных кадров на основе интеграции образования с производством и исследованиями; развитие ключевых научных направлений в области добычи и переработки минерального сырья, энергетики, техносферной безопасности, промышленной экологии, прикладной химии и цифровых и безлюдных технологий.

Деятельность «Горной академии» будет определяться следующими ключевыми направлениями: междисциплинарные геотехнологические исследования, цифровая трансформация горнодобывающих предприятий, робототехника и безлюдное горное производство, цифровые двойники горных предприятий, «зеленая» энергетика, инновационные решения в области ESG повестки; горное машиностроение

Горная академия включает:
  • кластер «Цифровое горное дело» кластер геотехнологии и обогащения полезных ископаемых;
  • кластер геологии и маркшейдерского дела;
  • кластер горного оборудования и машиностроения;
  • кластер техносферной безопасности и горнопромышленной экологии;
  • кластер энергетики и энергоэффективности горного производства;
  • открытый научно-образовательный полигон технологий горной промышленности
Открытый научно-образовательный полигон технологий горной промышленности, как полевое рабочее пространство, оснащенное необходимым оборудованием и инфраструктурой, в условиях современного университета будет занимать значимую нишу как
в образовательном процессе, так и научно-исследовательской деятельности.

Основные организационные задачи:
  • Совместно с партнерами разработка и внедрение принципиально новой модели образования на основе интеграции с практикой и исследованиями, с полноценным погружением в будущую профессиональную среду, системным подходом к формированию сквозных цифровых компетенций и возможностью формирования индивидуальных образовательных траекторий, отвечающих интересам студентов и отрасли.
  • Сквозная работа с талантами в цепочке «школа-вуз-предприятие».
  • Расширение форм сетевого партнерства, открытие корпоративных образовательных программ, обмен ресурсами с академическими партнерами, научные исследования в сетевом взаимодействии с R&D лидерами.
  • Согласование стратегических приоритетов сотрудничества на долгосрочный период.
  • Создание благоприятной для развития человеческого капитала академической среды.
  • Внедрение вариативных форм академической мобильности студентов и НПР.
  • Трансформация модели университета через создание новых форматов взаимодействия с индустриальными партнерами, инфраструктуры опытно-экспериментальных лабораторий и открытого полигона.
Инженерное образование в «Горной академии» строится с учетом синергетического эффекта профессиональных дисциплин
и позволяет получить мультидисциплинарные компетенции при совместной работе студентов разных инженерных направлений (решение кейсов, ситуационных задач, НИРС).

Выпускник «Горной академии» — это специалист новой формации, способный реализовать полный цикл инженерного проекта, решать исследовательские и прикладные задачи, разделяющий сложившиеся ценности и традиции горного дела и обладающий профессиональными компетенциями в области:

  • геологии и геотехнологии освоения недр,
  • современных горно-геологических информационных систем,
  • геомеханического сопровождения горных работ,
  • применения беспилотных и роботизированных промышленных систем,
  • дистанционных методов зондирования горных объектов и территорий,
  • «зеленой» энергетики, энергоэффективности и энергосбережения,
  • цифровой трансформации горнодобывающих предприятий,
  • ESG повестки и бережливого производства, а также над профессиональными компетенциями:
  • soft skills: коммуникабельность, критическое мышление, умение работать в команде;
  • self skills: самостоятельность, планирование, самоорганизация;
  • digital skills: поиск информации, управление данными, цифровая коммуникация, использование ПО, визуализация данных, кибербезопасность.

Основные направления работы в проекте:
Наука:
В рамках стратегического проекта предусматривается реализация следующих научных проектов: Лаборатория цифровой трансформации и роботизации горного производства Информационно-аналитический центр экоурбанистики Искусственный интеллект в системах цифрового управления горным производством Технология комплексной переработки упорных многокомпонентных руд и вторичного сырья природных и техногенных месторождений Проекты эффективного обеспечения экологической безопасности минерально-сырьевого комплекса. Проекты раздела «Химические технологии» с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» Исследование и социальное проективрование процессов развития человеческого капитала в регионе ресурсного типа


Образовательные программы:
Действующие на данный момент образовательные программы будут обновлены по содержанию, технологии их реализации и учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, в соответствии с требованиями заказчиков образовательных услуг. Каждый студент сможет проектировать индивидуальную образовательную траекторию своей профессиональной подготовки за счет выбора дисциплин и (или) модулей вариативной части учебного плана из перечня предложенных по направлению подготовки, модулей дополнительного образования, углубляющих профильную подготовку по основной образовательной программе либо формирующих дополнительные компетенции с получением диплома «реальной профессии» востребованной на рынке труда, дополнительных профессиональных образовательных программ, дающих возможность получить дополнительную квалификацию,
в т.ч. IT

В рамках реализации стратегического проекта «Горная академия» предусмотрено открытие новых образовательных программ:
  • специалитета: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых», «Горные машины
  • и оборудование», «Электрификация и автоматизация горного производства», «Строительство зданий и сооружений для горнодобывающих предприятий»;
  • бакалавриата: «Экология и природопользование на горных и промышленных предприятиях», «Цифровое машиностроение», «Химия и микробиология в горном деле»;
  • магистратуры: «Геоинформационные технологии и методы дистанционного зондирования Земли», «Управление в строительстве»;
  • среднего профессионального образования: «Обогащение полезных ископаемых», «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»;
  • дополнительного профессионального образования: «Инженерно-экологические изыскания на объектах горнодобывающей промышленности», «Спутниковые и беспилотные технологии дистанционного зондирования в производственной сфере горнодобывающих предприятий».

Инфраструктура:
В университете функционирует «Лабораторный технологический комплекс геомеханических, физико-технических измерений, геотехнологии и обогащения полезных ископаемых» включающий в состав: испытательную научно-исследовательскую лабораторию физикотехнических измерений; научно-аналитическую лабораторию, лабораторию обогащения полезных ископаемых, лабораторию физики горных пород. Лаборатории укомплектованы необходимым оборудованием и обеспечивают лабораторное инструментальное сопровождение фундаментальных и прикладных исследований в рамках профиля деятельности «Горной академии».

В рамках реализации стратегического проекта «Горная академия» для выполнения междисциплинарных научных проектов запланировано создание комплекса научных и научно-образовательных лабораторий: эколого-радиационного мониторинга, цифрового моделирования месторождений и цифровой трансформации и роботизации горного производства, информационно-аналитического центра дистанционного мониторинга водохозяйственной и экологической ситуации.
Для успешного освоения образовательных программ запланировано открытие учебных лабораторий: «Лаборатория экологических изысканий», «Лаборатория минералогии и петрографии», «Лаборатория горных машин и комплексов», «Лаборатория автоматики
и электропривода горных машин и оборудования», «Цифрового проектного бюро для проектирования объектов горнодобывающей промышленности», а также модернизация лаборатории «Физико-химических исследований природных объектов и синтезированных веществ».

Цель стратегического проекта

Создание открытой международно-значимой экосистемы исследований и разработок для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации, включающих Дальневосточный федеральный округ, интегрированных с многопрофильным практико-ориентированным образованием.

Задачи стратегического проекта

  • создание масштабируемой технологии освоения техногенных месторождений из отвалов и отходов горного производства и энергетики;
  • создание модели развития человеческого капитала геостратегических территорий ресурсного типа;
  • совершенствование технологий цифрового моделирования и управления горнопромышленными предприятиями на разных стадиях жизненного цикла с использованием отечественных информационных и роботизированных систем через экспертизу, инновации и развитие кадрового потенциала;
  • создание открытой научно-образовательной среды для притяжения и развития талантов; - создание условий для формирования исследовательских групп и коллективов, лабораторий, R&D центров на основе сетевого партнёрства с ведущими научно-исследовательскими центрами и индустрией;
  • трансформация модели инженерного образования, направленного на интегрированную многоуровневую подготовку инженеров по профильным науко- и практико-ориентированным основным образовательным программам и дополнительным программам для горнопромышленной отрасли;
  • сетевое взаимодействие с ведущими образовательными организациями с целью ретрансляции высокотехнологичных и уникальных компетенций и сотрудничество с профильными промышленными предприятиями.
  • создание площадки для междисциплинарных прикладных исследований и экспертизы на базе существующих и создаваемых консорциумов, научно-образовательных центров, лабораторий, полигонов в университете и ведущих образовательных, научных организаций, промышленных предприятий;
  • трансформация организационной структуры университета с целью достижения синергетического эффекта при объединении большого числа разрозненных кафедр и лабораторий в крупные стратегически значимые единицы, фокусированные на ключевых векторах и задачах регионального и отраслевого развития и построенные по принципу междисциплинарности, экосистемности и синергизма.
  • разработка и реализация новой модели позиционирования университета, как ведущего регионального центра экспертизы, исследований и современного инженерного образования с целью привлечения в университет талантов сетевой системы профессиональной ориентации и многоуровневой системы вариативных образовательных траекторий для расширения доступности образования

Ожидаемые результаты реализации стратегического проекта

  • Создана открытая международно-значимая экосистема исследований и разработок для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации, включающих Дальневосточный федеральный округ, интегрированных с многопрофильным практико-ориентированным образованием.
  • Создан продуктовый портфель технологических решений для задач горной отрасли (формации 5.0) в логике технологического патриотизма.
  • ЗабГУ является магнитом притяжения молодежи в Забайкальском крае, Дальнем Востоке.

Ключевые стейкхолдеры

  • Индустриальные партнеры университета (предприятия горной промышленности и энергетики).
  • Органы государственной власти Забайкальского края и других регионов ДФО.
  • Инвесторы.
  • Забайкальский государственный университет
  • Ведущие R&D лидеры, национальные и зарубежные научно-образовательные центры
Made on
Tilda