Дальневосточный округ занимает
лидирующее место в минерально-сырьевом балансе страны, в том числе поэтому
находится
в фокусе развития всей горной отрасли. Дальний Восток и Арктика
становятся значительной точкой притяжения инвестиций промышленность в целом.
Горнорудные проекты региона уже получили более 2 трлн руб. инвестиций. В
настоящий момент реализуется более 140 проектов в сфере горнодобывающей
промышленности и металлургии. Цифровизация и автоматизация – путь, по которому
идут ведущие предприятия горнодобывающей промышленности.
По итогам 2021
года затраты на внедрение и использование цифровых технологий в сфере горной
добычи составили 80,1 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2019 году (48,1
млрд руб.). Согласно данным Global Data стоимость индустрии робототехники в
горно-металлургической отрасли достигнет 568 миллиардов долларов к 2030 году, а
среднегодовой рост составит 29%. В условиях четвертого энергоперехода ведущие
металлургические и горнодобывающие предприятия России продолжают работать
в соответствии со стратегией ESG. Компании стремятся к снижению нагрузки
на окружающую среду и достижению углеродной нейтральности.
Задачи
инфраструктурного развития минерально-сырьевого комплекса, включая
энергообеспечение действующих и планируемых новых добычных районов – сопряженные
задачи Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока
на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Объем финансирования
инвестиционных программ объектов электроэнергетики ДФО составит 40958,3 млн руб.
Особая роль в пространственной организации энергетической инфраструктуры
Дальнего Востока отводится Забайкальскому краю как связующему звену
энергетических систем Дальнего Востока и Восточной Сибири. В технологически
изолированных территориальных электроэнергетических системах (энергорайонах)
Дальнего Востока перспективным становится развитие возобновляемых источников
энергии.
Инвестиционные и проекты развития Забайкальского региона,
учитывая его главным вектором экономического развития
и специализацией
забайкальской индустриальной зоны является добыча и комплексная переработка
минерально-сырьевых ресурсов, транспортная логистика, трансграничная торговля с
Китаем и Монголией.
В настоящий момент Забайкальский край находится в
рамках следующих ограничений и вызовов:
- глобальная повестка: санкционные ограничения в поставке технологий,
оборудования и материалов;
- национальная повестка: «разворот» на Восток;
- региональная повестка: крупная минерально-сырьевая база твердых полезных
ископаемых и низкий уровень ее воспроизводства, перспективный
транспортно-логистический хаб страны, интенсивное развитие международных
торгово-экономических отношений с сопредельными странами (Китай,
Монголия), нарастающий отток населения из региона, дефицит
квалифицированных кадров, имидж депрессивного региона;
- индустриальная повестка: доминирование горнодобывающей промышленности и
ее интенсивное развитие, низкая доля обрабатывающих производств в
структуре экономики, сложная экологическая обстановка в локациях горных
разработок, запрос
- на развитие системы бережливого управления горнотранспортными
комплексами, безлюдных и энергоэффективных технологии на основе
Искусственного интеллекта.
Ключевые проблемы освоения новых месторождений: территориальная
и
инфраструктурная труднодоступность, дефицит квалифицированных инженерных
и
рабочих кадров, отечественных технологий и объективно усложняющийся состав
руд.
На 01.01.2023 на рынке труда Забайкальского края было 2944 вакансии,
связанных с разработкой месторождений ПИ, а в прогнозе
до 2029 года, уже
22686 вакансий.
В прогнозе нарастание дефицита горных инженеров,
инженеров-геологов, инженеров-геофизиков, инженеров-механиков, инженеров по
автоматизации производства, инженеров-химиков, инженеров-строителей,
инженеровэкологов, а также экономистов, специалистов по цифровой трансформации,
автоматизации и робототехнике горнодобывающих предприятий, управлению
инновациями, управлению персоналом, комплексной
безопасности.
Реализация комплекса мероприятий в научной и
образовательной сфере, в области инфраструктуры и наращивания человеческого
капитала, направленных на поэтапную трансформацию университета в открытую
международно-значимую экосистему исследований и разработок для действующих и
формируемых минерально-сырьевых центров, интегрированных
с многопрофильным
практико-ориентированным образованием. Принципиальное изменение подхода к
управлению созданием
и жизненным циклом научных и образовательных продуктов
будет состоять в смещении фокуса с внутренних ресурсов, потребностей и
ограничений на цели развития региона и ключевых отраслей, потребности внешней
среды, открытость
и кооперацию.
Стратегический проект «Горная
академия» направлен на создание центра новых компетенций и экспертизы в сфере
недропользования в контексте перевода экономики Дальнего Востока к
инновационному сценарию развития, перехода от добычи
к глубокой переработке
минерального сырья, глобального тренда на цифровизацию горнодобывающей
промышленности; создание, адаптацию и интеграцию передовых и экспериментальных
образовательных практик в действующую систему подготовки инженерных кадров на
основе интеграции образования с производством и исследованиями; развитие
ключевых научных направлений в области добычи и переработки минерального сырья,
энергетики, техносферной безопасности, промышленной экологии, прикладной химии и
цифровых и безлюдных технологий.
Деятельность «Горной академии» будет
определяться следующими ключевыми направлениями: междисциплинарные
геотехнологические исследования, цифровая трансформация горнодобывающих
предприятий, робототехника и безлюдное горное производство, цифровые двойники
горных предприятий, «зеленая» энергетика, инновационные решения в области ESG
повестки; горное машиностроение
Горная академия включает:
- кластер «Цифровое горное дело» кластер геотехнологии и обогащения
полезных ископаемых;
- кластер геологии и маркшейдерского дела;
- кластер горного оборудования и машиностроения;
- кластер техносферной безопасности и горнопромышленной экологии;
- кластер энергетики и энергоэффективности горного производства;
- открытый научно-образовательный полигон технологий горной промышленности
Открытый научно-образовательный полигон технологий горной промышленности,
как полевое рабочее пространство, оснащенное необходимым оборудованием и
инфраструктурой, в условиях современного университета будет занимать значимую
нишу как
в образовательном процессе, так и научно-исследовательской
деятельности.
Основные организационные задачи:
- Совместно с партнерами разработка и внедрение принципиально новой модели
образования на основе интеграции с практикой и исследованиями, с
полноценным погружением в будущую профессиональную среду, системным
подходом к формированию сквозных цифровых компетенций и возможностью
формирования индивидуальных образовательных траекторий, отвечающих
интересам студентов и отрасли.
- Сквозная работа с талантами в цепочке «школа-вуз-предприятие».
- Расширение форм сетевого партнерства, открытие корпоративных
образовательных программ, обмен ресурсами с академическими партнерами,
научные исследования в сетевом взаимодействии с R&D лидерами.
- Согласование стратегических приоритетов сотрудничества на долгосрочный
период.
- Создание благоприятной для развития человеческого капитала академической
среды.
- Внедрение вариативных форм академической мобильности студентов и НПР.
- Трансформация модели университета через создание новых форматов
взаимодействия с индустриальными партнерами, инфраструктуры
опытно-экспериментальных лабораторий и открытого полигона.
Инженерное образование в «Горной академии» строится с учетом
синергетического эффекта профессиональных дисциплин
и позволяет получить
мультидисциплинарные компетенции при совместной работе студентов разных
инженерных направлений (решение кейсов, ситуационных задач,
НИРС).
Выпускник «Горной академии» — это специалист новой формации,
способный реализовать полный цикл инженерного проекта, решать исследовательские
и прикладные задачи, разделяющий сложившиеся ценности и традиции горного дела и
обладающий профессиональными компетенциями в области:
- геологии и геотехнологии освоения недр,
- современных горно-геологических информационных систем,
- геомеханического сопровождения горных работ,
- применения беспилотных и роботизированных промышленных систем,
- дистанционных методов зондирования горных объектов и территорий,
- «зеленой» энергетики, энергоэффективности и энергосбережения,
- цифровой трансформации горнодобывающих предприятий,
- ESG повестки и бережливого производства, а также над профессиональными
компетенциями:
- soft skills: коммуникабельность, критическое мышление, умение работать в
команде;
- self skills: самостоятельность, планирование, самоорганизация;
- digital skills: поиск информации, управление данными, цифровая
коммуникация, использование ПО, визуализация данных, кибербезопасность.
Основные направления работы в проекте:
Наука: В рамках стратегического проекта
предусматривается реализация следующих научных проектов: Лаборатория цифровой
трансформации и роботизации горного производства Информационно-аналитический
центр экоурбанистики Искусственный интеллект в системах цифрового управления
горным производством Технология комплексной переработки упорных
многокомпонентных руд и вторичного сырья природных и техногенных месторождений
Проекты эффективного обеспечения экологической безопасности минерально-сырьевого
комплекса. Проекты раздела «Химические технологии» с Государственной корпорацией
по атомной энергии «Росатом» Исследование и социальное проективрование процессов
развития человеческого капитала в регионе ресурсного
типа
Образовательные программы:
Действующие на данный момент образовательные программы будут
обновлены по содержанию, технологии их реализации и учета индивидуальных
образовательных запросов обучающихся, в соответствии с требованиями заказчиков
образовательных услуг. Каждый студент сможет проектировать индивидуальную
образовательную траекторию своей профессиональной подготовки за счет выбора
дисциплин и (или) модулей вариативной части учебного плана из перечня
предложенных по направлению подготовки, модулей дополнительного образования,
углубляющих профильную подготовку по основной образовательной программе либо
формирующих дополнительные компетенции с получением диплома «реальной профессии»
востребованной на рынке труда, дополнительных профессиональных образовательных
программ, дающих возможность получить дополнительную квалификацию,
в т.ч.
IT
В рамках реализации стратегического проекта «Горная академия»
предусмотрено открытие новых образовательных программ:
- специалитета: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений
твердых полезных ископаемых», «Горные машины
- и оборудование», «Электрификация и автоматизация горного производства»,
«Строительство зданий и сооружений для горнодобывающих предприятий»;
- бакалавриата: «Экология и природопользование на горных и промышленных
предприятиях», «Цифровое машиностроение», «Химия и микробиология в
горном деле»;
- магистратуры: «Геоинформационные технологии и методы дистанционного
зондирования Земли», «Управление в строительстве»;
- среднего профессионального образования: «Обогащение полезных
ископаемых», «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений
полезных ископаемых»;
- дополнительного профессионального образования: «Инженерно-экологические
изыскания на объектах горнодобывающей промышленности», «Спутниковые и
беспилотные технологии дистанционного зондирования в производственной
сфере горнодобывающих предприятий».
Инфраструктура:В университете функционирует
«Лабораторный технологический комплекс геомеханических, физико-технических
измерений, геотехнологии и обогащения полезных ископаемых» включающий в состав:
испытательную научно-исследовательскую лабораторию физикотехнических измерений;
научно-аналитическую лабораторию, лабораторию обогащения полезных ископаемых,
лабораторию физики горных пород. Лаборатории укомплектованы необходимым
оборудованием и обеспечивают лабораторное инструментальное сопровождение
фундаментальных и прикладных исследований в рамках профиля деятельности «Горной
академии».
В рамках реализации стратегического проекта «Горная
академия» для выполнения междисциплинарных научных проектов запланировано
создание комплекса научных и научно-образовательных лабораторий:
эколого-радиационного мониторинга, цифрового моделирования месторождений и
цифровой трансформации и роботизации горного производства,
информационно-аналитического центра дистанционного мониторинга водохозяйственной
и экологической ситуации.
Для успешного освоения образовательных программ
запланировано открытие учебных лабораторий: «Лаборатория экологических
изысканий», «Лаборатория минералогии и петрографии», «Лаборатория горных машин и
комплексов», «Лаборатория автоматики
и электропривода горных машин и
оборудования», «Цифрового проектного бюро для проектирования объектов
горнодобывающей промышленности», а также модернизация лаборатории
«Физико-химических исследований природных объектов и синтезированных
веществ».